Советы по ремонту квартир, офиса, дома • GORYCH.RU • дизайн интерьера, постройка дачи

Статьи

Смесь вид смеси способ разделения смеси

Содержание

Конспект по химии 7 класс Способы разделения смесей. Лабораторный опыт «Очистка загрязненной поваренной соли»

Раздел длительного планирования : 7.1А

Методы разделения консистенций. Лабораторный опыт «Очистка грязной поваренной соли»

7.1.4.1. Различать виды консистенций и проводить опыт по разделению консистенций.

Уметь очистить грязную поваренную соль.

Проводит опыт по разделению консистенций.

Завладеть определениями: однородные и неоднородные консистенции, фильтрование, выпаривание, отстаивание, хроматография, дистилляция, перегонка, фильтрат; уметь использовать их в устной и письменной речи.

Ценности, основанные на государственной идее «Мәңгілік ел»: почтение, сотрудничество, труд и творчество; образование в течение всей жизни, ведение здорового стиля жизни, охрана среды.

Естествознание понятие «вещество» и «смеси», физика «растворимость веществ»

Техника безопасности при выполнении опытов, понятия «химический элемент», «химическое соединение», «смеси».

Виды упражнений, запланированных на урок:

Приветствие. Психический настрой.

Для сотворения подходящего психического настроя учащихся на работу, активизации внимания учащихся. Учитель:

Я думаю, что сей день принесет нам удовлетворенность общения вместе. Сядьте комфортно, закройте глаза и повторяйте за мною: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое вырастает. Я как лазутчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я желаю обучаться. Я готов к работе. Я работаю»

Учитель: Мы живем в необычном мире веществ. В жизни мы встречаемся не с незапятнанными субстанциями, а со растворами. Мы вдыхаем воздух, который содержит кислород, используем для питья воду, молоко, чай и другие напитки. Для исследования параметров веществ, для изготовления фармацевтических препаратов необходимы незапятнанные вещества. Для их получения следует знать методы разделения консистенций. Сейчас мы познакомимся с основными методами разделения консистенций.

Учитель раздает карточки с заблаговременно приготовленными картинами с изображениями хим соединений и консистенций.

Учитель: У вас у каждого в руках есть смысловая карточка. Предлагается поделиться на две группы.

В первую группу будут заходить учащиеся, у каких на карточках изображено хим соединение. Во вторую группу – смесь.

( чай, лимонад, сахар, поваренная соль, питьевая сода, песок, речная вода, сульфид железа)

В качестве разминки предлагается стратегия

1 группа. Выигрышный путь составляет. незапятнанное вещество

2 группа. Выигрышный путь составляет. смесь

На интерактивную доску выводятся правильные ответы

Смесь вид смеси способ разделения смеси

В прошлых параграфах вы познакомились с субстанциями, состоящими из схожих молекул. Это, к примеру, вода, газы кислород и водород, углекислый газ. Такие вещества именуются незапятнанными. В природе незапятнанные вещества фактически не встречаются. Они находятся в виде консистенции вместе.

Так, природной консистенцией газов является воздух, окружающий нашу планетку. В состав воздуха входят несколько веществ в газообразном состоянии: азот (78/100) и кислород (21/100), также углекислый газ, водяной пар и некие другие газы.

В быту мы также повсевременно сталкиваемся со растворами. Например, консистенцией является смачный шоколад. Его составляющие (составляющие) — какао, молоко и сахар. Но молоко и какао — это не незапятнанные вещества, также консистенции многих компонент.

Пилюли содержат смесь фармацевтического вещества с сахаром либо мелом (рис. 9.1). Даже стенки построек покрывают консистенцией воды, мела и других веществ — побелкой.

Пример консистенции, которую делают в каждом доме, — тесто. Для того чтоб приготовить тесто, необходимо соединить несколько компонент — муку, воду, поваренную соль, сахар. Если все это кропотливо смешать, смесь станет однородной, другими словами отдельные составляющие в ней будут неразличимы.

Нередко для получения смесей нужно использовать особые машины. Так, для получения бетона — консистенции цемента, песка, маленьких камешков и воды — используют бетономешалки (рис. 9.2).

Время от времени воды тоже тяжело смешать. К примеру, растительное масло и уксус употребляют для изготовления однородной консистенции — соуса. Нальем масло в стакан с уксусом (рис. 9.3, а). Если их соединить не перемешивая, растительное масло окажется сверху, потому что его плотность меньше плотности уксуса (рис. 9.3, б). Потому соединять их необходимо кропотливо (рис. 9.3, в).

Разделение консистенций. Нередко консистенции нужно поделить на составляющие, из которых они состоят. Мы ознакомимся с некими из методов разделения консистенций.

Разглядим самый обычной способ разделения консистенций — отстаивание. Он основан на различии в плотностях компонент консистенции.

Как получить прозрачный апельсинный сок? Свежеотжатый сок мутный, потому что содержит мякоть (рис. 9.4). Дадим ему отстояться и через некое время увидим, что частицы мякоти опустились на дно, так как они имеют огромную плотность, чем вода. В высшей части сосуда сок стал прозрачнее. Аккуратненько сольем его в отдельную посуду (рис. 9.5).

Таким же методом можно поделить смесь воды и жира. Исключительно в отличие от частиц мякоти, жир не «пойдет ко дну», а выплывет на поверхность, так как имеет наименьшую, чем вода, плотность.

Последующие методы разделения консистенций — это просеивание и фильтрование. Они основаны на том, что частички, из которых состоит смесь, имеют различные размеры.

Все знают: чтоб очистить муку от примесей, ее необходимо просеять через сито. Мелкие частички муки проходят через ячейки, а частички огромных размеров остаются на деньке сита. Просеивание — это разделение консистенции жестких частиц различного размера.

А если одно из веществ, составляющих смесь, — жидкость? Тогда роль сита будет делать фильтр. Фильтр можно сделать из марли либо из специальной фильтровальной бумаги (рис. 9.6).

Продолжим осветлить апельсинный сок: пропустим его через фильтр. Фильтр задержит самые маленькие частички мякоти, оставшиеся в соке после отстаивания (рис. 9.7).

Таким же методом очищают нерафинированное (другими словами неочищенное) растительное масло, делая его более прозрачным.

Вещества, состоящие из схожих молекул, именуются незапятнанными. При смешивании незапятнанных веществ образуются консистенции.

В природе незапятнанные вещества встречаются изредка. В большинстве случаев они являются компонентами консистенций. Примером природной консистенции веществ является воздух.

Методы разделения консистенций: просеивание, фильтрование, отстаивание. Просеивание и фильтрование основаны на отличии в размерах частиц компонент консистенции, а отстаивание — на отличии в плотности компонент.

В емкость налили растительное масло и спирт, кропотливо перемешали. Плотность растительного масла 0,92 кг/л, а спирта — 0,79 кг/л. Смесь отстоялась. Что вышло через некое время:

растительное масло оказалось под спиртом (рис. 9.8, а);

растительное масло оказалось над спиртом (рис. 9.8, б)? Согласны ли вы с утверждением, что масло оказалось над спиртом? Ответ докажите.

Обучаемся разъяснять практические деяния.

Чтоб отделить бульон от жира, кастрюлю с бульоном расположили в холодильник.

Как смотрелось содержимое кастрюли после того, как ее вытащили из холодильника?

Согласны ли вы с тем, что затвердевший жир оказался на поверхности, а обезжиренный бульон в виде воды — понизу?

Предложите последующие деяния по чистке бульона.

Какой из способов разделения консистенции применили?

Читаем и анализируем научный текст. Для разделения консистенции можно пользоваться тем, что все вещества имеют различные температуры затвердевания. Этот способ именуется вымораживанием.

Оливковое масло является консистенцией 2-ух омпонентов. Для того чтоб поделить эту месь, поставим бутылку с оливковым маслом ; холодильник. Температура отвердевания дного компонента составляет.6 °С, а другого.10 °С. Температура воздуха в холодильнике т 0 °С до 4 °С. Как следует, компонент температурой отвердения 10 °С замерз-1ет — затвердеет. Можно следить интересую картину (рис. 9.9), когда часть содержимого бутылки. жидкость, а часть — жесткое ело. Осталось только слить водянистую часть.

Растолкуйте, почему в холодильнике за твердевает жидкость с температурой твердения 10 °С.

Можно ли поделить на составляющие оливковое масло, если поместить его в морозильную камеру, где температура воздуха.10 °С?

Приведите примеры жестких и водянистых консистенций.

Из списка изберите поначалу природные консистенции, а позже консистенции, приготовленные человеком.

Воздух, нефть, томатный сок, речная вода, соус, бетон, мюсли, шоколад, молоко, почва.

На носик заварочного чайника нередко прикрепляют ситечко. Зачем 7 Какую смесь при всем этом делят? Какой метод используют?

«Разделение. при помощи отстаивания основано на различии в. веществ.»

«. консистенций при помощи. основано на различии размеров частиц.»

Что почаще встречается в природе — незапятнанные вещества либо консистенции?

Какой метод разделения консистенций употребляют хозяйки, когда делают творог из кислого молока?

Максим приготовил в банке смесь из песка, глины и древесных опилок. Он предложил Кате найти, чем является содержимое банки — незапятнанным веществом либо консистенцией. Катя совладала с этой задачей. Что она сделала?

Это материал из учебника Природоведение 5 клас Т.И. Базанова

Смеси. Способы разделения смесей

Конспект урока химии может быть использован по этой теме для учащихся 7-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Смеси. Способы разделения смесей»

Тема: «Смеси. Методы разделения смесей»

Образовательные: Познакомить обучающихся с видами консистенций, методами разделения консистенций.

Развивающие: развить умение проведения хим опыта с соблюдением правил техники безопасности, строить логические цепочки и выводы из наблюдений, предсказывать решение неких заморочек.

Воспитательные: улучшать коммуникативные умения в процессе коллективного обсуждения, продолжать сформировывать убеждения учащихся в необходимости вербования средств химии к осознанию и описанию процессов, происходящих в внешнем мире.

Учащиеся научатся без помощи других создавать методы решения заморочек творческого нрава;

научатся определять вид консистенций, составлять план разделения консистенций.

Научатся рассматривать, ассоциировать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Разовьют умение участвовать в диалоге; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе инфы; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Усовершенствуют умение организовывать свое рабочее место под управлением учителя; определять цель и составлять план выполнения опыта; разовьют практические способности и умения при решении ежедневных заморочек связанных с хим процессами.

Тип урока: Урок «открытия» нового познания

Мотивация обучения. Определение темы, цели, задач урока (5 мин)

Применение познаний в необычной ситуации (5 мин)

Перед входом в кабинет каждый ученик получает цветную карточку с номером. Цвета карточек – красноватый, жёлтый, зелёный и голубий, номера – 1, 2, 3, 4. Сначало ребята занимаю места в «домашних» группах (по цвету).

Мотивация обучения. Определение темы, цели, задач урока.

Ребятам предлагается поглядеть видеоряд, в каком представлены различные смеси. (Чай, молоко, газированная вода, воздух, туман, сплавы, руды металлов, дым, почва, стекло, резина.)

Фото на слайдах сопровождается словами учителя:

После просмотра учащиеся определяют тему урока: «Смеси».

Далее демонстрирую изображения стекла и резины и задаю ряд вопросов:

Ребята формулируют вторю часть темы: «Разделение смесей».

Акцентирую внимание ребят на доску, на которой изображена лестница. Перед первой ступенькой скопление бумажных человечков.

путь размышления. это самый благородный;

путь подражания. это путь самый лёгкий

Это смеси, в которых невозможно различить вещества, входящие в состав смеси даже при помощи микроскопа.

Это смеси, в которых возможно различить вещества, входящие в состав смеси невооружённым взглядом или при помощи микроскопа.

Поле высказываний всех участников группы ребята возвращаются в свои прежние группы.

Назвать способы разделения смесей, приведённых на слайде, и указать на каких свойствах веществ основан каждый из способов.

-Ребята, кто-нибудь из вас хотел бы стать сотрудником научной лаборатории? Сейчас вам предоставляется такая возможность. Теперь вы сотрудники химической лаборатории. Каждая группа получает задание – предложите способ разделения смеси:

1 сахара, речного песка и железных опилок

2 железных опилок, соли и мела

3 песок, железные и древесные опилки

4 бензина, воды и поваренной соли

Группы по очереди представляют результаты своей работы. Остальные проверяют правильность предложенного способа и дают комментарии.

Применение знаний в нестандартной ситуации.

Проведите домашний эксперимент. Подкрасьте 50 мл воды чернилами. Добавьте 2-3 таблетки активированного угля. Хорошо перемешайте. Дайте смеси отстояться или профильтруйте ее. Опишите свои наблюдения. Какой метод очистки воды вы использовали?

Разделение отстаиванием основано на различных плотностях веществ. Например, смесь речного песка с водой. Более тяжелый песок оседает на дно.

Так же можно разделить и эмульсию (две нерастворимые друг в друге жидкости): отделить нефть или растительное масло от воды. В лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть или растительное масло образует верхний, более легкий слой. В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа из дыма, отстаиваются сливки в молоке.

Инструкция к выполнению лабораторного опыта

В лотке с реактивами найдите стаканчик, в котором находится смесь песка и древесных опилок.

READ  Укажите способ разделения смеси спирта и воды

Налейте в стаканчик со смесью воду, интенсивно перемешайте и дайте постоять 2-3 мин.

В лотке с реактивами найдите стаканчик, в котором находится смесь воды и подсолнечного масла.

Поместите смесь в делительную воронку и дайте постоять 2-3 мин.

Осторожно откройте краник воронки и слейте более тяжёлую жидкость в чистый стаканчик.

Фильтрование основано на различной растворимости веществ в воде и на различных размерах частиц. Через поры фильтра проходят лишь соизмеримые с ними частицы веществ, в то время как более крупные частицы задерживаются на фильтре.

Так можно разделить смесь поваренной соли и речного песка, добавив в неё воду. В качестве фильтров можно использовать различные пористые вещества: вату, уголь, обожженную глину, прессованное стекло и другие.

Способ фильтрования – это основа работы бытовой техники, например пылесосов. Его используют хирурги – марлевые повязки; буровики и рабочие элеваторов – респираторные маски. С помощью чайного ситечка для фильтрования чаинок Остапу Бендеру – герою произведения Ильфа и Петрова – удалось забрать один из стульев у Эллочки Людоедки («Двенадцать стульев»).

Инструкция к выполнению лабораторного опыта

В лотке с реактивами найдите стаканчик, в котором находится смесь соли и песка.

Хорошо перемешайте содержимое стаканчика.

Приготовьте фильтр как показано на рисунке и поместите его в воронку

Аккуратно налейте смесь в воронку, следя за тем, чтобы уровень жидкости не выходил за края фильтра.

Если в смеси присутствует вещество, способное к намагничиванию, то его легко выделить в чистом виде с помощью магнита. Например, так можно разделить смесь порошков серы и железа.

В современной медицине часто используется механическое действие магнита. Так, например, для удаления металлических соринок из глаз используются электромагниты со специальными полюсными наконечниками.

Во время войны магниты часто применялись для обнаружения осколков и извлечения их из ран.

Инструкция к выполнению лабораторного опыта

В лотке для реактивов найдите стаканчик со смесью железных опилок и порошка серы.

Поместите смесь на лист фильтровальной бумаги и сверху накройте фильтром.

Поднесите к фильтру магнит, и, не убирая его, переверните фильтр.

Выпаривание можно использовать для разделения однородных смесей, например воды и соли. Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаются кристаллы соли. (tкипения воды = 100 0 С, tкипениясоли = 1465 0 С)

При выпаривании воды из озер Эльтон и Баскунчак получают поваренную соль.

Этот способ разделения основан на различии в температурах кипения растворителя и растворенного вещества. Если вещество, например сахар, разлагается при нагревании, то воду испаряют не полностью – упаривают раствор, а затем из насыщенного раствора осаждают кристаллы сахара.

Инструкция к выполнению лабораторного опыта

В лотке с реактивами найдите смесь соли и воды.

Налейте 3-4 мл смеси в фарфоровую чашку, поместите чашку на кольцо штатива и аккуратно нагревайте до тех пор, пока жидкость полностью не испарится.

О с т о р о ж н о! Возможно разбрызгивание горячего концентрированного раствора.

Адсорбция

В технике часто возникает задача очистки газов, например воздуха, от нежелательных или вредных компонентов.

Адсорбцией называется способность некоторых твердых веществ поглощать своей поверхностью газообразные или растворенные вещества.

Адсорбенты представляют собой в основном вещества, которые имеют очень большую общую поглощающую поверхность. Такое строение адсорбента можно рассмотреть с помощью увеличительных приборов

Рис. 85.
Адсорбент.активированный уголь под микроскопом

Подобным веществом является активированный уголь (он наверняка есть в вашей домашней аптечке), силикагель (в коробке с новой обувью можно найти небольшой пакетик с белыми горошинами, это и есть силикагель), фильтровальная бумага. Различные вещества «прицепляются» к поверхности адсорбентов неодинаково: одни удерживаются на поверхности прочно, другие — слабее. На свойстве активированного угля поглощать вредные газы основано действие фильтрующего противогаза

Рис. 86.
На свойстве активированного угля поглощать вредные газы основано действие фильтрующего противогаза

Активированный уголь способен поглощать не только газообразные, но и растворенные в жидкостях вещества. В медицинской практике его применяют при отравлениях, чтобы адсорбировать вредные вещества.

С помощью активированного угля на сахарных заводах обесцвечивают сиропы, чтобы кристаллики сахара получились красивого белого цвета.

Фильтрование

Очистить мутную жидкость или отделить нерастворимый осадок можно с помощью фильтрования. В лаборатории для этого используется специальная пористая бумага. Ее так и называют — фильтровальная. Частицы твердого вещества не проходят через поры бумаги и оседают на ней. Вода же с растворенными в ней веществами свободно просачивается через фильтровальную бумагу. Полученный раствор совершенно прозрачен. Его называют фильтратом.

Рис. 83.
Фильтрование жидкости с осадком через бумажный фильтр

Фильтрование — распространенный процесс и в быту, и в технике, и в природе. Заварку многие процеживают через ситечко. Воздух от пыли, попавшей в пылесос, фильтруется через бумажный или тканевый фильтр. Воду для питья и приготовления пищи рекомендуют пропускать через специальные бытовые фильтры. Помимо того что они задерживают твердые частицы, угольный порошок бытового фильтра «поглощает» из воды некоторые растворенные в ней вредные вещества.

На очистных сооружениях загрязненную воду так же фильтруют через слой чистого песка, на котором задерживается ил, примеси нефтепродуктов, частицы почвы и глины.

Топливо и масло в двигателе автомобиля обязательно проходят через фильтрующие элементы.

Фильтровать можно не только жидкие смеси. Не раз вы видели людей в марлевых повязках, да и самим, наверное, приходилось ими пользоваться

Рис. 84.
Ватно-марлевая повязка защищает человека от болезнетворных микробов

Несколько слоев марли с проложенной между ними ватой очищают вдыхаемый воздух от частиц пыли, смога, да и от болезнетворных микробов. В промышленности для защиты от пыли используют специальные фильтрующие приспособления, называемые респираторами. Воздух, попадающий в двигатель автомобиля, тоже очищают от пыли тканевыми или бумажными фильтрами.

Демонстрационный опыт

Смесь тонко измельченной серы и песка высыпают в стакан с водой. Песок оседает на дно, а сера удерживается на поверхности. Порошок серы можно легко собрать с поверхности ложкой.

Такое разделение основано на особом свойстве вещества, на этот раз — серы. Порошок серы плохо смачивается водой и удерживается на ее поверхности, несмотря на то что сера тяжелее воды и должна в ней тонуть. Таким же свойством обладают и некоторые содержащие серу руды, благодаря чему их отделяют от пустой породы. Этот процесс называется обогащением породы. Для этого руду измельчают, загружают в огромный резервуар с водой и снизу подают воздух. Частички руды прилипают к воздушным пузырькам и в виде пены всплывают на поверхность. Тяжелые частички песка и других примесей остаются на дне.

Подобное явление можно наблюдать и дома (см. задания 8 и 9 к этому параграфу).

Для выделения из жидкостей нерастворимых веществ используется отстаивание. Если частички твердого вещества достаточно крупные, они быстро оседают на дно, а жидкость становится прозрачной. Ее можно осторожно слить с осадка, и эта нехитрая операция называется декантацией.

Чем меньше размер твердых частиц в жидкости, тем дольше будет отстаиваться смесь.

Можно отделить друг от друга и две жидкости, которые не смешиваются между собой.

§ 16. Разделение смесей / Химия 7 класс

Способы разделения смесей

В лабораторной практике, в промышленности и в повседневной жизни очень часто приходится получать из смесей веществ отдельные компоненты. Если при этом вашей целью является получение в чистом виде каждого вещества, такую операцию называют разделением смеси. Если требуется отделить нужное вещество от примесей, процесс чаще называют очисткой вещества.

В любом случае неоднородные смеси разделить проще, чем однородные. Для этого еще во времена алхимии придумано много способов. Одни из них основаны на различии в размерах частиц смеси, другие — на некоторых свойствах составляющих их веществ.

Представьте, что в муку попал сахарный песок. Какой способ разделения этой смеси вы могли бы предложить? Пожалуй, самый простой — это просеивание. С помощью сита вы без труда отделите мелкие частицы муки от сравнительно крупных кристалликов сахара. В сельском хозяйстве просеивание используется для отделения семян растений от постороннего мусора. В строительстве так отделяют гравий от песка.

С помощью магнита можно легко отделить железные опилки от порошка серы. Такое разделение основано на особом давно известном свойстве железа — способности притягиваться к магниту.

Рис. 79.
Разделение железных опилок от порошка серы с помощью магнита

А если сера смешана не с железными опилками, а, например, с песком, который к магниту совершенно равнодушен? И в этом случае можно найти способ разделения смеси.

Демонстрационный опыт

В плоскодонную колбу наливают равные объемы воды и растительного масла. При интенсивном взбалтывании вода и масло разбиваются на мелкие капельки и перемешиваются, образуется мутная смесь. Очень быстро эта смесь снова расслаивается на более тяжелый водный слой и масло, всплывающее наверх. Отделить полностью верхний слой достаточно сложно. А вот с помощью делительной воронки разделение такой смеси не представляет особого труда

Рис. 80.
Разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки

Если частички неоднородной смеси очень малы, ее невозможно разделить ни отстаиванием, ни фильтрованием. Примерами таких смесей может служить молоко или взмученная в воде зубная паста. Такие смеси разделяют центрифугированием. Их помещают в специальные сосуды (например, пробирки), которые с огромной скоростью вращают в специальных аппаратах — центрифугах. В результате более тяжелые частички «придавливаются» ко дну сосуда, а легкие оказываются сверху.

Молоко представляет собой мельчайшие частички жира, а также других веществ — сахаров, белков, распределенные в водном растворе. Для разделения такой смеси применяют специальную центрифугу, называемую сепаратором. При сепарации молока жиры оказываются на поверхности, их легко отделить. Остается вода с растворенными в ней веществами — это обезжиренное молоко.

Рис. 82.
Молоко. это мельчайшие капельки жира в водном растворе

Лабораторный опыт

В колбу с помощью пипетки накапайте 3—5 капель одеколона. Встряхните сосуд, понюхайте его содержимое. Затем добавьте в колбу несколько кукурузных палочек. Закройте ее пробкой, встряхните. Через 1—2 минуты откройте пробку и понюхайте содержимое колбы. Что можно сказать об интенсивности запаха одеколона в первом и во втором случаях? Объясните результат.

Вопросы и задания

  • На каких свойствах веществ основано разделение смесей?
  • Приведите примеры разделения смесей с помощью просеивания, известные вам из повседневной жизни.
  • Для отделения золота от пустой породы золото «моют». Какие свойства золота и частиц горной породы используют при этом?
  • Что такое отстаивание и декантация? Приведите примеры.
  • Что такое фильтрование и фильтрат? Какие вещества и материалы могут использоваться для изготовления фильтра?
  • Приведите примеры способов фильтрования воздуха, которые используются в быту и на производстве.
  • Что такое центрифугирование? На чем основан этот процесс? Где он применяется?
  • Смешайте столовую ложку сухого молока и речного песка. Пересыпьте смесь в стакан с водой, но не перемешивайте. Для того чтобы песок полностью осел на дно, осторожно постучите по внешней стенке стакана ложкой. Какой из компонентов смеси остался на поверхности воды? Почему?
  • В стеклянный стакан насыпьте немного порошка для чистки посуды и налейте полстакана воды. Образуется мутная смесь. Жидкость станет прозрачной только на следующий день. Почему смесь отстаивается так долго?
  • Растолките пять таблеток активированного угля и смешайте их с четвертью стакана окрашенной газированной воды, например пепси-колы. Интенсивно перемешивайте смесь ложечкой. Что наблюдается? Сравните окраску отстоявшегося раствора с окраской исходного напитка.

Способы разделения смесей (отстаивание, фильтрование, выпаривание)

Смеси можно разделять разными способа­ми, среди которых наиболее распространён­ными являются отстаивание, фильтрование, выпаривание.

Отстаивание. Отстаиванием разделяют сме­си, компоненты которых легко отделяются, например смесь крахмала и воды (рис. 25, а).

Рис. 25. Разделение смеси твёрдого вещества и воды отстаиванием

Вскоре после приготовления смеси мы видим, что крахмал оседает на дно (рис. 25, б), поскольку он нерастворим и тяжелее воды. Слой воды располагается над крахмалом. На рис. 25, в показано, как эту смесь разделяют, аккуратно сливая воду.

Однако полного разделения компонентов смеси отстаиванием не произойдёт. Часть воды остаётся с крахмалом либо часть крах­мала вместе с водой отделяется от смеси.

Проведём разделение смеси растительно­го масла и воды. Для разделения ис­пользуем лабораторное оборудование, которое называется делительная воронка. Как и в пер­вом случае, эти вещества не растворяются друг в друге, но растительное масло легче воды.

Смесь поместим в делительную воронку. Вскоре слой растительного масла располо­жится сверху над водой. Чётко видна леска раздела двух жидкостей. Поворотом крани­ка открывают в воронке отверстие, через ко­торое в стакан выливается вода. После выли­вания воды кран закрывают. Через верхнее отверстие воронки растительное масло сли­вают в отдельную посуду.

  • Рис. 26. Разделение смеси жидкостей отстаиванием
  • Рис. 27. Разделение смеси фильтрованием
  • Отстаивание — один из способов разделения сме­сей. Компоненты смеси в результате отстаивания расслаиваются, поэтому их легко разделить.

    Фильтрование. Для разделения смеси жидкости и нерастворимого в ней твёрдого вещества лучше использовать способ фильтрования.

    Для проведения фильтрования понадобится до­полнительное оборудование — обычная воронка, фильтр, стеклянная палочка. Фильтры — это не­плотные пористые материалы, через которые про­сачивается жидкость, но не проникают частицы твёрдого компонента смеси. Такими свойствами обладают бумага, ткань, слой песка, вата.

    READ  Декоративная шпаклевка для внутренней своими руками

    Фильтрование — это способ разделения смеси пропусканием её через фильтры, способные задер­живать частицы одного из её компонентов.

    На рис. 27 показано, как разделить смесь желез­ных опилок и воды фильтрованием. Смесь воды и опилок осторожно по стеклянной палочке, пристав­ленной сбоку воронки, как показано на рисунке, выливают на фильтр. Вода быстро проникает через имеющиеся в фильтре поры и стекает в посудину-приёмник. Видим, как в посудину-приёмник посту­пает прозрачная чистая вода. Размеры железных опилок больше, чем поры фильтра, поэтому оседают на нём.

    Как и в предыдущих двух опытах, смеси удалось разделить, поскольку один компонент смеси не рас­творялся в другом.

    Выпаривание. В природе и быту довольно много смесей, в которых частицы веществ настолько пере­мешаны и малых размеров, что ни отстаиванием, ни фильтрованием их не разделить. Например, смесь воды и поваренной соли проходит через фильтр полностью, ни один из её компонентов не остаётся на фильтре. Как разделить эту смесь? В данном слу­чае используют другой способ — выпаривание.

    Выпаривание — это удаление при нагревании жидкого компонента смеси.

  • Рис. 28. Разделение смеси выпариванием
  • Выделенные из смеси железные опилки
  • На рис. 28, а показано приготовление смеси по­варенной соли и воды, а также её разделение вы­париванием. Материал с сайта //iEssay.ru

    При выпаривании вода испаряется и превраща­ется в водяной пар (рис. 28, б). На дне посудины, в которой проходило выпаривание, остаётся твёрдое вещество — поваренная соль (рис. 28, в).

    Кроме рассмотренных, имеются и другие способы раз­деления смесей. Например, свойство веществ притяги­ваться к магниту. Этот способ разделения смесей можно использовать, если одно из веществ реагирует на действие магнита, а другое — нет.

    Намагничивание свойственно железу и отсутствует у серы. Если к смеси этих веществ поднести магнит (это можно сделать через тонкий лист бумаги), то смесь разде­лится, железные опилки притянутся к магниту, потом его легко можно очистить от них.

    Используя большие магниты на заводах по переработке металлов, железный лом отделяют от других компонентов.

    Способы разделения смесей

    Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей.

    Способы разделения смесейнеоднородных (гетерогенных)однородных (гомогенных)
    — Отстаивание
    — Фильтрование
    — Действие магнитом
    — Центрифугирование
    — Выпаривание. Кристаллизация.
    — Дистилляция (перегонка)

    Процессы разделения смесей основаны на различных физических свойствах компонентов, образующих смесь.

    Отстаивание

    Отстаивание — это разделение неоднородной жидкой смеси на компоненты, путём её расслоения с течением времени под действием силы тяжести.

    Отстаиванием можно разделить смесь нерастворимых в воде веществ, имеющих разную плотность.

    Пример. Смесь из железных и древесных опилок можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Железные опилки опустятся на дно сосуда, а древесные будут плавать на поверхности воды (2), и их вместе с водой можно будет слить в другой сосуд (3):

    На этом же принципе основано разделение смесей малорастворимых друг в друге жидкостей.

    Пример. Смеси бензина с водой, нефти с водой, растительного масла с водой быстро расслаиваются, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки:

    Отстаиванием также можно разделить вещества, которые осаждаются в воде с различной скоростью.

    Пример. Смесь из глины и песка можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Песок оседает на дно значительно быстрее глины (2):

    Этот способ используется для отделения песка от глины в керамическом производстве (производство глиняной посуды, красных кирпичей и др.).

    смесь, способ, разделение

    Фильтрование

    Фильтрование — это разделение жидкой неоднородной смеси на компоненты, путём пропускания смеси через пористую поверхность. В роли пористой поверхности может выступать бумажная воронка, марля, сложенная в несколько слоёв, или любой другой пористый материал, способный задержать один или несколько компонентов смеси.

    Фильтрованием можно разделить неоднородную смесь, состоящую из растворимых и нерастворимых в воде веществ.

    Пример. Чтобы разделить смесь, состоящую из поваренной соли и песка, её можно высыпать в сосуд с водой, взболтать и затем эту смесь пропустить через фильтровальную бумагу. Песок остаётся на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр:

    При необходимости, растворённую поваренную соль из воды можно выделить выпариванием.

    Выпаривание. Кристаллизация

    Выпаривание — это способ разделения жидких смесей путём испарения одного из компонентов. Скорость испарения можно регулировать с помощью температуры, давления и площади поверхности испарения.

    Пример. Чтобы растворённую в воде поваренную соль выделить из раствора, последний выпаривают:

    Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т. е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Этот процесс получил название кристаллизации.

    Центрифугирование

    Центрифугирование — это разделение неоднородных жидких смесей путём вращения.

    Пример. Если компоненты неоднородной жидкой смеси очень малы, такие смеси разделяют центрифугированием. Такие смеси помещают в пробирки и вращают с большой скоростью в специальных аппаратах — центрифугах.

    Перед центрифугированием частицы смеси распределены по объёму пробирки равномерно. После центрифугирования более лёгкие частицы всплывают наверх, а тяжёлые оседают на дно пробирки.

    С помощью центрифугирования, к примеру, отделяют сливки от молока.

    Действие магнитом

    С помощью магнита из неоднородной смеси выделяют вещества, способные к намагничиванию.

    Естествознание. 5 класс. Чистые вещества и смеси. Виды смесей и способы их разделения /08.12.2020/

    Пример. C помощью магнита можно разделить смесь, состоящую из порошков железа и серы:

    Дистилляция (перегонка)

    Дистилляция (перегонка) — это способ разделения жидких однородных смесей путём испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией её паров. Данный способ основан на различии в температурах кипения компонентов смеси.

    Пример. При нагревании жидкой однородной смеси сначала закипает вещество с наиболее низкой температурой кипения. Образующиеся пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде. Когда этого вещества уже не останется в смеси, температура начнёт повышаться, и со временем закипает другой жидкий компонент:

    Таким способом получают, к примеру, дистиллированную воду.

    Разделение смеси методом отстаивания

    Приготовим смесь мела и воды. Для этого на дно прозрачной сосуды поместим 1 столовую ложку порошка мела, по стеклянной палочке добавим полстакана воды и перемешаем. Образуется смесь белого цвета, которая, постояв несколько минут, разделится на два слоя. Слой мела осядет на дно, а слой воды будет находиться над ним. Такое происходит потому что мел в воде не растворяется и он тяжелее воды. Осторожно слив воду, мы разделим эту смесь. Такой способ разделения смесей получил название отстаивания.

    Разделение смеси поваренной соли и воды выпариванием

    Как вы знаете, поваренная соль хорошо растворяется в воде. Такую смесь веществ отстаиванием разделить нельзя. А удастся это сделать фильтрацией? Выполним опыт. Пропустим смесь воды и поваренной соли через бумажный фильтр. Мы увидим, что соли на фильтре не осталось.

    разделение смесей

    Итак, если вещество хорошо растворяется в воде, то отстаивание и фильтрование не подходят для разделения такой смеси. Для этого существует другой способ — выпаривания.

    Капните небольшое количество смеси воды и поваренной соли на стекло и начнем нагревать его до тех пор, пока вся вода не испарится. После того как вода испарится, на стекле останется пятно белого цвета. Это и есть поваренная соль. С помощью выпаривания мы разделили смесь воды и поваренной соли.

    Разделение смеси мела и воды фильтрованием

    Однако полностью разделить смесь мела и воды с помощью отстаивания не удается. Как достичь полного разделения смеси этих веществ? Выполним еще один опыт.

    Смесь мела и воды пропустим через фильтр — плотный материал из специальной бумаги или ткани. Мы увидим, что вода проникает через фильтр в посуду-приемник, а мел остается на фильтре. Этот способ разделения смесей получил название фильтрования.

    Фильтры изготавливаются из специальной бумаги, который так и называется — фильтровальная, или из тканей различной плотности. Фильтром может быть слой чистого песка или ваты. Кстати, в городских водоочистных станциях применяют песчаные фильтры. Толщина слоя песка в них достигает 1 м.

    Как видим, отстаиванием и фильтрованием можно разделить смесь воды и нерастворимого в ней вещества.

    Способы разделения смесей

    Как мы уже знаете, каждое вещество в составе смеси сохраняет свои свойства. Это позволяет разделять смеси на отдельные вещества. Чтобы ознакомиться со способами разделения смесей, выполним опыты.

    Разделение смеси газов

    Вы уже знаете способы выделения составных частей из смеси твердых и жидких веществ. А как разделить смесь газообразных веществ? Рассмотрим это на примере воздуха.

    смесь, способ, разделение

    Итак, азот и кислород, которых больше всего в составе воздуха, схожи по физическим свойствам. Они плохо растворяются в воде, не имеют цвета и запаха. Оба газа образуют столь однородную смесь, что отстаиванием или фильтрацией их нельзя разделить. Поэтому азот и кислород выделяют из воздуха с помощью выпаривания. Сначала воздух переводят в жидкое состояние, охлаждая его до очень низкой температуры (около.200 ° С), а затем подвергают выпариванию. Первым испаряется азот, а после него — кислород. Каждый газ собирают в баллоны отдельно и используют по назначению.

    Разделение смеси — это выделение из нее чистых веществ.

    Чтобы разделить смесь, необходимо знать свойства веществ, которые входят в ее состав.

    Теперь вы знаете, что существуют различные способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.

    Способы разделения смесей. Урок химии в 8 классе

    Название: Урок «Способы разделения смесей»

    Краткая аннотация: Сценарий урока начинается с моделирования критической ситуации: полярная экспедиция попала в беду, спасти ее можно, только применив полученные на уроке знания, поскольку спасатели – это учащиеся класса. Урок демонстрирует межпредметные связи: химия – литература (сюжет из повести А. Маклина «Ночь без конца», география (действия происходят на северном полюсе), физика (физические свойства разделяемых веществ). Для демонстрации различных способов разделения смеси веществ используется мультимедийное оборудование. В ходе урока школьники вооружаются всеми необходимыми знаниями для решения поставленной проблемы. В результате – полярная экспедиция спасена! Для закрепления материала учащимся предлагается в качестве домашнего задания творческая работа, приближенная к реальной жизни, по разделению бытового мусора.

    Просмотр содержимого документа
    «Способы разделения смесей. Урок химии в 8 классе »

    Название: Урок «Способы разделения смесей» Краткая аннотация: Сценарий урока начинается с моделирования критической ситуации: полярная экспедиция попала в беду, спасти ее можно, только применив полученные на уроке знания, поскольку спасатели – это учащиеся класса. Урок демонстрирует межпредметные связи: химия – литература (сюжет из повести А. Маклина «Ночь без конца», география (действия происходят на северном полюсе), физика (физические свойства разделяемых веществ). Для демонстрации различных способов разделения смеси веществ используется мультимедийное оборудование. В ходе урока школьники вооружаются всеми необходимыми знаниями для решения поставленной проблемы. В результате – полярная экспедиция спасена! Для закрепления материала учащимся предлагается в качестве домашнего задания творческая работа, приближенная к реальной жизни, по разделению бытового мусора. Учебный предмет: химия Уровень образования школьников: 8 классы Форма учебной работы: урок – лабораторная работа

    Цель занятия: Познакомить со способами разделения смесей и областями применения этих способов в быту и народном хозяйстве

    Выяснить, на чем основаны способы разделения смеси;

    Закрепить понятия «смесь», «свойства вещества», отличия веществ от смесей;

    Познакомить с оборудованием и посудой, используемой для разделения смесей

    Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические и химические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

    Совершенствование учебно – исследовательских умений

    Сформировать понятие смеси, типы смесей, выяснить на конкретном материале способы разделения смесей;

    Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические и химические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

    Совершенствование учебно – исследовательских умений

    Совершенствовать умения учебного сотрудничества;

    Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного обучения

    Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

    На партах: шаблон конспекта по числу учащихся, справочные таблицы «Физические свойства некоторых веществ», фрагмент повести «Ночь без конца», закрытая пробирка со смесью бензина и сахара, пробирка с водой (1 на парту).

    На столе: смеси соли и песка, делительная воронка со смесью бензина и раствора сахара (водный раствор подкрашен), химические стаканы (2), воронка, фильтр.

    Карточки с нарисованными эмоциями для рефлексии.

    Этап проверки нового учебного материала (5 мин.)

    Слова учителя отмечены курсивом, ученика – подчеркнуты.

    Здравствуйте дети. Садитесь. Кого сегодня нет? (отмечает отсутствующих в журнале).

    Как вы думаете, зачем человеку знания? Восточная мудрость гласит по этому поводу: «Знания без применения – тучи без дождя» Как вы это понимаете? Знания сами по себе не столь ценны, как умение их применять, зачастую от этого умения зависит исход какого-либо дела, а в критических ситуациях – иногда даже помогает остаться в живых. (варианты ответов детей).

    Сегодня на уроке мы попробуем смоделировать такую критическую ситуацию. И в качестве примера возьмем сюжет приключенческой повести шотландского писателя Алистера Маклина «Ночь без конца». Познакомимся вкратце с его м.

    READ  Как часто стирать шторы и тюль

    «В поисках спасения герои повести покинули полярную станцию и двинулись на стареньком тракторе в сторону материка. Полярная ночь, холод, нехватка продуктов поставили маленькую экспедицию на грань гибели. Остановился вышедший им на помощь мощный снегоход: преступники насыпали сахар в бочки с запасом бензина. Экипаж машины попытался профильтровать смесь, но способ оказался малопроизводительным. Помощь явно запаздывала…»(слайд 2)

    Что можно посоветовать экипажу снегохода, чтобы они смогли продолжить движение? Удастся ли полярникам выжить? (варианты ответов детей).

    Итак, представим, что эта ситуацию происходит в данный момент, а мы с вами – люди с материка, поддерживающие радиосвязь с экипажем снегохода. И именно от нас зависит, спасут полярную экспедицию или нет.

    И нашим девизом будет та самая восточная мудрость «Знания без применения – тучи без дождя».

    Кратко обрисуем проблему :

    Что такое бензин с сахаром (смесь или чистые вещества)?

    Чем смеси отличаются от чистых (индивидуальных) веществ?

    Их состав нельзя выразить одной формулой

    Свойства веществ в составе смеси не изменяются

    Дайте определения и приведите примеры однородных и неоднородных смесей (по 2 чел.)

    Что необходимо сделать, чтобы топливо вновь можно было использовать? (очистить бензин от сахара)

    Т.е. наша задача сводится к нахождению способа разделения смеси сахара и бензина.

    Существует множество способов разделения смесей, но в основе их лежат, как правило, отличительные свойства веществ, входящих в состав смеси.

    Наша цель: Познакомиться с некоторыми наиболее распространенными способами разделения смесей и выяснить, в каких случаях они применимы. (слайд 3,4) Запись в тетрадь «Способы разделения смесей».

    Инструкция: Сейчас вы только смотрите, а после нам предстоит обсудить увиденное и услышанное и составить краткий конспект, используя заготовленный шаблон (Приложение 2). Поэтому будьте предельно внимательны.

    Cлайд 5: Способы разделения очень часто зависят от вида смеси. Рассмотрим вначале, как разделяют однородные смеси. Напомните, в чем их главное отличие от неоднородных смесей?

    Одним из таких способов разделяют природную нефть.(рассказывают по слайду строение ректификационной колонны)

    Слайд 6: Нефть – это смесь углеводородов. Помня о том, что свойства веществ в составе смеси не изменяются, ученые нашли эффективный способ разделения нефти на отдельные нефтепродукты. (Клик)

    При нагревании пары нефти попадают в ректификационную колонну. Чем выше температура кипения УВ, тем быстрее их пары конденсируются, не успевая долететь до верха колонны. И наоборот, чем температура кипения ниже, тем дольше УВ будут находится в газообразном состоянии, и следовательно, сконденсируются лишь только на самом верху колонны.

    Так, используя температуры кипения УВ, получают бензин, керосин и другие нефтепродукты. Этот способ получил название дистилляция или перегонка.

    Слайд 7: Используя прибор для дистилляции, можно провести перегонку в лаборатории, таким способом, например, получают особо чистую воду (как она называется?). дистиллированная вода.

    Слайд 8: Когда исходные вещества, входящие в состав смеси имеют разные агрегатные состояния и образуют однородную смесь при растворении одного в другом, используют другие способы разделения: «Выпаривание и кристаллизацию» Так, например, в промышленности получают соль из соляного раствора (соль и вода – в разных агрегатных состояниях, причем соль хорошо растворяется в воде). При нагревании вода постепенно выпаривается, а соль выделяется в виде кристаллов. кристаллизуется.

    Слайд 9: А теперь познакомимся со способами разделения неоднородных смесей. Напомните, в чем главное отличие неоднородных смесей?

    Слайд 10: Способ фильтрования очень хорошо знаком вам. Многие приборы, например пылесос, используют фильтр для удерживания крупных частиц. Этот способ основан (? вопрос классу) на различной пропускной способности фильтра и разном размере частиц, входящих в состав смеси.

    Слайд 11: Способ отстаивания. Так, в промышленности очищают природную нефть от воды перед перегонкой. Такой способ основан (? вопрос классу) на различной плотности веществ, входящих в состав неоднородной смеси.

    Особая конструкция делительной воронки легко позволяет отделить один слой жидкости от другого.

    Слайд 12: Действие магнитом. С этим способом мы познакомились с вами на прошлом уроке, когда доказывали, что свойства веществ в составе смеси не изменяются.

    В каком случае можно применить этот способ? Если одно из веществ в смеси обладает магнитными свойствами.

    В промышленности очищают руду, содержащую железо от пустой породы. Так производят обогащение руды.

    Работа в парах: А теперь возьмите в руки шаблоны конспекта (Приложение 2), улыбнитесь друг другу и используя материал учебника § 25 (стр.89), память и шаблон с рисунками- подсказками, обсудите увиденное и услышанное с соседом по парте. Прямоугольники в шаблоне подразумевают название способа разделения смеси, а многоточие – свойства, на которых этот способ основан. (время на работу 2 мин).

    Затем заполнение рабочих листков, проверка (слайд 13)

    Зачастую для разделения смесей используют не один способ, а последовательную комбинацию различных методов. И если для одной и той же цели можно использовать разные способы, выбирают более простой и эффективный. Возьмем для примера смесь соли и песка. Это однородная или неоднородная смесь? Подойдет ли какой-либо один способ разделения неоднородных смесей? Вспомним, что остается неизменным при переходе одного вещества в смесь с другим? (Свойства!) Поэтому способы разделения подбирают, используя отличительные свойства веществ, входящих в состав смеси.

    Вы не думайте, друзья, что пришла так в школу я.

    Злая щелочь платье съела, вот такое, братцы, дело.

    Попробовать на вкус решил я кислоту.Глядь, языка уж нет во рту!

    Растаял мой язык, как лед, и до сих пор во рту все жжет.

    Сунул палец я в пробирку, вместо пальца – просто дырка.

    Чтобы ваши глаза не устали, проведем физкультминутку, каждое упражнение нужно повторять 3 раза. Учитель зачитывает слайд по физкультминутке.

    1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

    2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).

    3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

    4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1. 4, потом перенести взор вдаль на счет 1. 6.

    5. В среднем темпе проделать 3. 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1. 6.

    Учитель: А теперь поработаем в группе, улыбнитесь друг другу и внимательно изучите свойства веществ, представленных в смесях (Приложение 3). Найдите различия, которые можно использовать для разделения этих смесей. И попробуйте найти способ их разделения. Ровно через 10 минут группа выскажет свое решение.

    Проводим ЛО Разделение смеси соли и песка» (слайд 16)

    Сравним свойства соли и песка. (Приложение 2) Какое отличительное свойство можно использовать для разделения? Разбираем алгоритм разделения этой смеси.

    Проводим ЛО Разделение смеси бензина и сахара» (слайд 17)

    Сравним свойства бензина и сахара. (Приложение 2) Какое отличительное свойство можно использовать для разделения? Разбираем алгоритм разделения этой смеси.

    Ну все я вижу, что все уже выполнили работу. А сейчас каждый проанализирует свою деятельность.

    — Какую цель ставили перед собой и достигли ли вы её?

    — Доволен ли ты своей работой, не доволен, почему?

    -Если бы человечество не знало об этом, то…

    Итак, знаниями мы вооружились, теперь вернемся к нашим полярникам и попытаемся решить их проблему. Пробегите еще раз глазами текст. Как же разделить смесь бензина и сахара? (слайд 17)

    Смесь сахара и бензина – это однородная или неоднородная смесь? (Неоднородная, причем сахар частично растворяется в бензине.)

    Можно ли использовать один способ? (Фильтрование – малоэффективно. См. схему в тетради)

    Что остается неизменным у веществ при переходе в смесь?

    Общее обсуждение: слушаем мнения групп

    Молодцы! Теперь экспедиция будет спасена!

    Этап проверки нового учебного материала (5 мин.)

    Все прекрасно…. Кроме одного. Вряд ли экипаж снегохода, собираясь в спасательную экспедицию, захватил с собой делительную воронку…

    Что в современных походных условиях можно использовать для разделения подобной смеси?

    Итог: Что же мы сегодня узнали? (Фронтально) Посмотрите на слайд. тест, игра в «Крестики – нолики». (слайд 18.19)

    И последнее, я предлагаю вам выразить свое отношение к сегодняшнему уроку. Посмотрите на слайд. (слайд 20)

    А) Получил прочные знания, усвоил весь материал.

    В) Мало что понял, необходимо ещё поработать.

    Выбирают – понравилось (розовый, улыбка), безразлично (серый, без эмоций), скучно (зеленый, грусть).

    Учитель выставляет оценки за работу на уроке ( не менее 10 оценок), объясняет ребятам, что за лабораторную работу в тетради все получат оценки.

    Домашняя работа: (слайд 21) Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения смеси бытового мусора, состоящего из поваренной соли, песка, железного порошка и гранул полиэтилена. Воспользуйтесь составленной таблицей и, если это будет необходимо, дополнительной информацией из Интернета. Ваши предположения мы проверим на следующем уроке.

    Ребята, мы сегодня с вами плодотворно поработали, ответили на много вопросов, познакомились со способами разделения смесей, применили их на практике, достигли намеченной цели, закрепили полученные ранее знания.

    Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много, как все мы вместе».

    Настольная книга для учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.

    П.А. Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов, Н.В. Богомолова. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М. АРКТИ. 1999. – 152 с.

    П.А. Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. (Методическая библиотека) – М. АРКТИ. 1999. – 48 с.

    Способы разделения смеси. Лабораторный опыт

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Урок химии в 7 классе Тема урока: Способы разделения смеси. Лабороторный опыт «Очистка загрязненной поваренной соли» Учитель химии: Скакова Г.К.

    Цель урока: 7.4.1.5 знать виды смесей и способы их разделения; 7.4.4.6 уметь планировать и проводить эксперимент по разделению смесей; Ты узнаешь: какие бывают смеси; какими методами можно разделить смеси; о правилах безопасности при работе со стеклянной посудой и обогревателем. Ты научишься: составлять план очистки соли от примесей; разделять смеси различного состава.

    Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества https://cdn2-kt-vdc.bilimland.kz/upload/online_mektep/lesson/L_22818/30.mp4 Признаки сравнения Чистое вещество Смесь Состав Постоянный Непостоянный Вещества Одно и тоже Различные Физические свойства Постояннные Непостоянные Разделение Химическими методами Физическими методами

    Разделение смесей Для химических лабороторий и промышленности часто требуются чистые вещества. Получение чистых веществ требует специальной очистки.Существуют различные способы разделения смесей.

    Разделение гетерогенных смесей Отстаивание Этот метод основан на различной плотности компонентов,что в условиях земного притяжения приводит к расслаиванию жидкой смеси.Например,железные опилки от древесных можно отделить,если эту смесь взболтать с водой и дать отстояться.Железные опилки опускаються на дно сосуда,а древесные всплывают,и их вместе с водой можно слить.

    Разделение гетерогенных смесей Фильтрование Это выделение веществ от неоднородной смеси,образованной растворимыми в воде веществами.Для выделеска поваренной соли ее смесь с песком взбалтывают в воде,а песок оседает. Чтобы ускорить отделение нерастворимых частиц из раствора,смесь фильтруют.Песок остается на фильтровальной бумаге,а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр.

    Разделение гетерогенных смесей Действие с магнитом Метод используется в том случае,если один компонентов смеси способен к намагничиванию.Например,смесь порошков железа и серы можно разделить при помощи магнита.

    Разделение гомогенных смесей Выпаривание. Кристаллизация Чтобы растворенное вещество,например поваренную соль выделить из раствора,последний выпаривают.Вода испоряется,а в фарфорвой чашке остается поваренная соль.

    Разделение гомогенных смесей Дистилляция или перегонка Этот способ разделения смесей основан на различии в температурах кипения растворимых друг в друге компонентов. Дистилляция (перегонка)-метод разделения однородных смесей путем испарения летучих жидкостей с последующей конденсацией их паров.Например, дистиляция воды.

    Лабороторный опыт «Очистка загрязненной поваренной соли» Цель: изучить процесс фильтрование раствора смеси Оборудование: ссылка на видеоматериал,учебник,тетрадь,ручка Просмотрите данный вам видеоматериал и заполните таблицу https://www.YouTube.com/watch?v=2Wu7bKPsQUoab_channel=Princess19102006 Смесь Способы разделениесмесей Вывод

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и м сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    GORYCH.RU 2021