Влияние музыки на психику молодежи

Влияние музыки на психику молодежи

Психологи утверждают, что воздействие музыки на психику связано с совпадением или несовпадением ее ритма с внутренними биоритмами человека. Кроме того, музыка может напрямую воздействовать на биохимические процессы в организме. Исследования, проведенные профессором С.Э. Шнолем в Институте биологической физики АН СССР в 1968 году, доказали, что у многих ферментов, участвующих в важнейших процессах обмена, числа оборотов соответствуют частотным характеристикам музыкального звукоряда.

Исследования по нейрофизиологии показывают, что трехсекундный временной интервал отображает одно из основных свойств мозга: информация, поступающая в мозг от различных органов чувств, приводится к единому виду и синхронно пересылается на дальнейшую обработку. Этот период определяет средний ритм дыхания человека, он кратен сердечным систолам и сокращениям поперечно-полосатых мышц, что и определяет связь с ритмом движений. Любая физическая и эмоциональная нагрузка, любая болезнь приводят к нарушению этого ритма. Организм при этом вынужден затрачивать дополнительную энергию. Человек не может долго находиться в состоянии сильного отклонения от оптимального ритма — его энергетические запасы не беспредельны. После некоторого предела никакое волевое усилие не может заставить организм поддерживать повышенный ритм — включаются механизмы блокировки. Интересно, что в среднем через каждые 3 секунды происходит частичная или полная остановка в песне, в танце, даже в бою. Так песенное и музыкальное сопровождение в традиционной культуре связано с глубочайшими нейрофизиологическими константами. Это помогает обеспечивать устойчивое психофизиологическое состояние и выполнять коррекцию отклонений от нормы.

Наши предки не знали нейрофизиологии, но использовали психофизиологические ритмы в жизни, современники знают про эти константы, но не используют их. Уже в древние времена люди ощутили гармонизирующее влияние ритмичных и мелодичных звуков. Вне ритма не может существовать и мелодия. Музыка примитивных племен состоит практически только из ритма. Впоследствии стали использовать всевозможные виды ритма различного характерного звучания, или тембра, например, барабаны разных размеров, бубны и т.п. Шаманская ритуальная музыка и музыка для кремации у народов, исповедующих индуизм и буддизм, основана прежде всего на ритмике. Ритмичные монотонные звуки способны возбуждать глубинные структуры мозга, действуя на психику слушателя на подсознательном уровне. Эти ритмы и произносимые на их фоне слова мантры способствуют не только возвышению духа человека, но и общению с духами природы, душами живых и умерших людей, одухотворяя одних и умиротворяя других. Такая возвышенная душа, в свою очередь, благотворно влияет на физическое тело, гармонизируя работу внутренних органов. Энергетические поля звуковых вибраций на физическом уровне оказывают воздействие на каждый орган, на каждую клеточку человеческого организма. Определенная последовательность звуков, комбинация ритмов, тонов и полутонов звучания рождает неисчислимое множество различных вариантов, каждый раз создавая своеобразную, уникальную мелодию. Звук называют музыкальным, если изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, повторяется регулярно, через определенные промежутки времени, в отличие от шума, когда акустическое давление изменяется беспорядочно. Мелодия является основным, важнейшим средством музыкальной выразительности. Мелодическое звучание музыки пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы, убеждения, что влияет практически на все жизненно важные функции организма, прежде всего на нервную систему, дыхание и кровообращение. Так, при тихих, мелодичных звуках сердце сразу начинает «вслушиваться»: пульс замедляется, сосуды расширяются, артериальное давление уменьшается. Громкая же поп-музыка, как правило, ухудшает состояние не только больных, но и здоровых людей: изменяется ритм сердечной деятельности, вызывая тахикардию и аритмию; поражаются сосуды, приводя к гипертонии; нарушается цикл дыхания, иногда вплоть до возникновения бронхиальной астмы.

Особая взаимосвязь и последовательность объединенных в созвучия тонов создает гармонию. В музыке закон гармонии заключается в том, что ближайшие ноты не составляют созвучного или согласованного интервала. Созвучия формируют музыкальные аккорды — одновременное гармоническое сочетание нескольких (не менее трех) звуков разной высоты. Аккорды своими вибрациями сильнее, чем обычные звуки, воздействуют на слушателя, вызывая чувство гармонии, слияния в единое целое (консонанс) или резкое, неприятное звуковое ощущение (диссонанс). Г. Гельмгольц (1821-1894), немецкий врач и естествоиспытатель, создав теорию резонанса, объяснил возникновение слуховых ощущений. Изучая внутреннее ухо и слух, ученый обосновал законы музыкальной гармонии, развил физическую и физиологическую теорию музыки. По Г. Гельмгольцу, консонанс дает «приятный род нежного и равномерного возбуждения слуховых нервов». Для гармонии в многоголосной музыке особенно важен плавный переход от диссонанса к консонансу как его разрешению. Связанная с этим переходом разрядка напряжения дает особое ощущение удовлетворенности. Это одно из самых сильных выразительных средств гармонии музыки. Периодическое чередование диссонансных подъемов и консонансных спадов гармонического напряжения образует как бы «гармоническое дыхание» музыки, отчасти аналогичное определенным биологическим ритмам: систоле и диастоле в сокращениях сердца, вдоху и выдоху в процессе дыхания и т.п. Музыкально-психологически консонанс по сравнению с диссонансом представляется выражением устойчивости, покоя, отсутствия стремления и возбуждения.

Затухание, уничтожение привязанностей — понятия, определяющие состояние нирваны, к которому стремятся приверженцы буддизма. Гармония — это источник проявления, причина его существования и посредник между Богом и человеком. Она необходима человеческому существу для удержания равновесия в жизни. Существуют три аспекта гармонии: вечный, универсальный и индивидуальный. Вечная гармония — это гармония сознания, к которой стремятся все живущие существа. Сила гармонии влечет человека в двух направлениях: к Бесконечному, универсальному, или к проявлению индивидуального. Большинство людей осознает лишь проявленную гармонию, теряя из виду другое направление. Духовный, мудрый человек считает более важной гармонию с Бесконечным, которую он осознает или осуществляет, сдаваясь на волю Бога, Творца. Мудрец становится зеркалом, отражением Вселенной, где нет таких понятий, как хорошо-плохо, красиво-некрасиво. Поэтому его моральное поведение не всегда совпадает с общепринятой социальной моралью.

Влияние музыки на психику молодежи: 4 комментария

  1. "Рок и рэп, содержащие большое количество ударных ритмов, как выявили ученые (А. Попов, Е. Саволей, 1987; Л. Новицкая, 1984), необратимо разрушают мозговые структуры, действуют на организм человека сродни наркотикам, вызывая наркотическую зависимость, а часто и генетические изменения в клетках" О боги, я мутирую!

  2. Хм, если правильно помню — то где-то читал, что бегать с музыкой в ушах крайне вредно. Мол, сбивает темп сердца и может только ухудшить результаты тренировок. А статья — дико интересная и информативная :). Благодарю за релиз. Наконец-то добрался до него :D.

  3. Смотря какая музыка. Если выбрать музыку ритм которой совпадает с ритмом бега, то все будет замечательно. Пы.Сы. Когда я добирался с работы до автобуса чтобы успеть в универ (во время сессии, на заочке), то металл в ушах помогал разгоняться и делать достаточно продолжительные рывки во время затяжных и энергичных соляков на гитаре.

  4. Ну, периодически и систематически — тоже разные вещи. Говорю, как есть — с музыкой бегать достаточно вредно, когда она в наушниках прямо в голову тебе играет :).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *