Карты, деки, два стола — мысли о коллекционных карточных играх.

Карты, деки, два стола - мысли о коллекционных карточных играх.

С чего бы начать?  Наверное, с маленького деревянного домика в Алтайских горах и того, как мне, подростку, мальчишка помладше предложил познакомиться с одной коллекционной карточной игрой -"Берсерком". Тогда я, с напрочь выеденными TBS мозгами, ещё была далека от всяких настольных игр, и знания мои ограничивались парой детских воспоминаний, самодельными бродилками (была даже попытка сделать тактическую игру с фигурами из конструктора), а также всякими шашками-шахматами. Но то ли учитель оказался плохим, то ли игра сама по себе нудной, в голове о "Берсерке" не осталось ничего, кроме затянутой партии, красочных фэнтезийных карт и целого вороха каунтеров для обозначения эффектов и нанесённого урона. Однако отпечаток остался, который в дальнейшем развился в интерес к настольным играм вообще. 

2009 год. В руки попадает древний англоязычный диск-обучение (пятое издание, кажется?), на котором оказалась программка с графическим оформлением уровня года 1998-го и ни единого слова на русском. Там постепенно, шаг за шагом, учили игре"Magic:the Gathering" на примере схватки лесной зелёной колоды с горной красной. Поковыряв короткое обучение, я поняла, что мне хочется ещё, и так состоялось моё официальное знакомство с коллекционными карточными играми, начавшееся — правильно — с покупки пары колод новейшего издания в одном из немногих специализированных магазинов-клубов нашего города.  Опуская личные переживания в дальнейшем, перейду, собственно, к "Магии". 

"Magic:the Gathering" — сколько было уже написано и сказано о самой первой коллекционной карточной игре по всему миру! Будучи древнейшей представительницей данного жанра, она, разумеется, по сей день остаётся самой популярной и масштабной. И, действительно, игре есть чем похвастаться: карты иллюстрируют сотни профессиональных художников; имеется запутанный технофэнтезийный (присутствуют элементы паропанка и конструкты) сюжет, затрагивающий не просто несколько государств, но миров и планет; практически бесконечное разнообразие тактик, расширяющееся с каждым новым выпуском; крепкая фанатская база, наличие всевозможных чемпионатов разного уровня, а также типов игры;горы сопутствующего материала для фанатов, включая комиксы, книги и промо-карты…

Плюсов у "мотыги", как называют её иногда среди фанатов, и вправду много.  Игра представляет из себя дуэль двух "мироходцев" с помощью заклинаний из самолично собираемых колод; в среднем в колоде 60 карт разных типов, соотношение которых зависит от предпочтений владельца. Утрируя, полный ход игрока представляет из себя смену таких действий: выкладывание земель — источника "магической силы", разыгрывание существ и заклинаний, атака созданиями игрока, подсчёт итогов. Выигрывает тот, кто сводит счётчик жизни противника к нулю ( от стандартных 20 очков) или же пользуется другими условиями победы, такими как, например, лишение противника колоды. Т.к. поле битвы отсутствует, "Magic:the Gathering" — целиком и полностью стратегическая игра, где ключ к успеху — знание преимуществ и слабостей своей колоды, а также грамотное планирование ходов наперёд. 

Помимо дуэли один на один, существует множество других способов: "двухголовый гигант" — игра два на два с общим счётчиком жизни у каждой из сторон, игра по кругу и т.д. Из-за постоянной смены активной редакции (в среднем, каждый набор карт считается "актуальным" в течение двух лет) существует деление игр на турнирные типы — с использованием только активного набора-редакции (Constructed), устаревших редакций (Legacy) и др. Победы в региональных и международных соревнованиях предусматривают даже значительные денежные призы. Среди клубных игроков очень популярен Draft -игра не готовой колодой, а собранной на ходу путём вскрытия предоставленных клубом-организатором бустеров — пакетиков со случайным подбором карт разной редкости, которые обычно покупаются для пополнения коллекции. Это позволяет не столько выигрывать знанием колоды, сколько мастерством игры; разумеется, если за победу в драфте не полагается приз, то хотя бы собранную колоду можно оставить себе. 

Кроме игры с живыми людьми, также есть компьютерные эмуляторы, как фанатские (MagMa), так и официальные (Magic: the Gathering Online, M:tG — Duels of the Planeswalkers 20…(каждый год выходит новый). Возможности этих эмуляторов в сборе колод ограничены, а игра по сети или с искусственным интеллектом, конечно, не в состоянии заменить живые эмоции и общение. 

Подводя итоги, обозначу плюсы и минусы "Magic:the Gathering": 

+ Продуманный и красочный игровой мир 

+ Разнообразие тактик

+ Большое количество фанатов со всего мира 

+ Относительная доступность карт 

+ Свобода выбора игрового формата ( тип игры, живой или цифровой вариант и т.д.) 

— Цена! (к сожалению, больше характерный для ММО pay-to-win здесь проявляется во всех красе: по-настоящему полезные карты зачастую очень редки, а чем реже карта, тем выше её цена. Постоянное устаревание колоды вынуждает тратить деньги на новые карты, потому играть на профессиональном уровне могут себе позволить состоятельные люди или готовые вкладывать тысячи в картон и иметь очень эффективные колоды) 

— Недружелюбие к новичкам (официальный свод англоязычных правил насчитывает сотни пунктов и постоянно расширяется, часты спорные ситуации, для разрешения которых нужен очень высокий уровень знаний, да и порог вхождения сам по себе высок, к новичкам относятся чаще презрительно, нежели с пониманием) 

— Разрозненность информации по игровому миру ( описание на картах, комиксы и прочее крайне сложно свести к единой картине) 

— Ущербность компьютерных вариантов ( единственный приличный, по мнению автора — RPG "Duels of the Planeswalkers" 1998 года выпуска от Microprose, где имеется генерируемый мир, какой-то сюжет и высокая сложность, но также старые редакции, правила и плохая графика). 

К счастью, сейчас коллекционный жанр стал настолько популярен, что есть, из чего выбирать, кроме M:tG.  Аналогичная история с нахождением стартера была у меня и с "Pokemon:Trading Card Game", но, однако, дальше стартера дела не пошло. 

Если когда-нибудь приходилось играть хоть в одну RPG из серии "Pokemon" на Nintendo или любых её эмуляторах, то представить несколько адаптированный для карт процесс сражений будет легче, но разница, конечно, имеется.  В колоде 60 карт, которые делятся на три основных типа: покемоны с улучшениями и вариации, "карты энергии" ( аналог земель в M:tG, но прикрепляются к покемону непосредственно, а не дают очки в общий запас), тренерские карты — улучшения и прочие эффекты на покемонов. Сражение обычно длится до тех пор, пока у противника не останется ни одного боеспособного покемона, либо же до того, пока у какого-либо из игроков не закончится колода. Партия может быть многораундовой, и в таком случае победа отдаётся тому, кто накопил больше призовых карт за победу в отдельных раундах. Сами сражения, по сравнению с M:tG, просты: выставляются покемоны, активируются с помощью карт энергии, подвергаются влияниям и атакуют друг друга, причём результаты атак не случайны и зависят от таких факторов, как типы покемонов, виды атаки и т.д. 

Возможно, если бы я смогла углубиться в игру, то рассказала бы больше. но и общего впечатления хватает для небольших выводов о "Pokemon: Trading Card Game": 

+Низкий порог вхождения — игре точно можно научить детей.

+Разработанный игровой мир и неплохое оформление карт 

+Приемлемое время игровых партий 

+Умеренная смена редакций, если не ошибаюсь, карты редакций не устаревают, а просто подчиняются новой редакции правил, как и в случае с RPG 

— Однообразие игрового процесса 

— Доступность на ограниченном числе языков 

— Малая распространённость в пределах СНГ, как следствие, не так уж и легко найти партнёров по игре 

— Отсутствие нормальных цифровых версий 

Возможно, затратность подобной игры меньше, но для искушённых игроков её не рекомендую, на фоне многих игр она может показаться слишком простой, будучи изначально рассчитанной на детскую аудиторию.  Попадали в руки и творения российского игропрома, которые, однако, порадовали больше, чем огорчили, заняв некоторое время на освоение и поддержание интереса. 

История знакомства с творением Nival Interactive —"Демиургами" — имеет в себе неприятный эпизод покупки битой пиратки второй части на трёх (!) дисках, потому, несмотря на всё моё желание, я познакомилась с Лордами Эфира значительно позже. В настоящее время, несмотря на все чаяния фанатов, существуют лишь две части этой компьютерной игры. 

Действие разворачивается в мире, где господствуют четыре типа магии — эфира разных цветов, которые в смешении дают пятый тип, белый или бесцветный. Игроку позволяется составить колоду за одну из четырёх игровых фракций, которая включает в себя характерные для данной фракции заклинания, существ, доступные всем сторонам "бесцветные" карты. Кроме того, можно настроить и параметры игрового персонажа с данной колодой — жизнь, умения, специализацию и наличие артефактов, которые можно использовать в бою ограниченное число раз в определённые промежутки времени. Геймплей, в целом, практически идентичен "Magic:the Gathering", но вместо земель используется эфир, который растёт с увеличением каналов сам по себе, без обязательного, хоть и возможного, вмешательства игрока, а также не допускаются практически никакие действия в ход противника.

Играть можно как с искусственным интеллектом, так и с игроками на сервере, пользуясь как встроенными в игру колодами, так и с лёгкостью составляя собственные — благо, кроме затрат на саму игру, ничего более не требуется, тебе сразу доступны все имеющиеся в игре карты и возможности.  Кроме дуэльного режима, в первой части наличествует стратегический ( в виде кампаний и отдельных миссий) — некая пародия на "Heroes of Might and Magic" с боями с нейтральными армиями, а также уничтожением всех вражеских замков в качестве условия победы, а во второй имеются сюжетные кампании RPG-типа. Несмотря на очевидный возраст игры, графическое оформление и по сей день выглядит стильно, несмотря на несовременность. 

+ Оригинальный игровой мир 

+ Гибкость тактик и игрового процесса 

+Средний порог вхождения, умения значат больше, чем кошелёк 

+ Нет проблем с нахождением соперника хотя бы в лице ИИ 

— Не очень хороший баланс 

— Скучный сюжет в кампаниях — на фоне столь необычного мира игры можно было бы придумать что-то поинтереснее 

— Устаревшая графика и лаги 

— До недавнего времени — невозможность игры на сервере из-за недоступности лицензионных копий игры и отключения серверов Game Spy, но сейчас решено. 

"Демиурги" — русская игра по всем признакам, оригинальная в меру, но с наличием технических огрехов. Неплохой вариант для тех, кто интересуется M:tG, но нет возможности или средств с ней познакомиться. 

Творения белорусской конторы — "Спектромансер" и предшествующие "Владыки Астрала" — отличаются от вышеупомянутых игр тем, , что в них очень низок элемент случайности.

  Во "Владыках Астрала", кроме составленной заранее колоды с существами и заклинаниями, у каждого игрока имеется несколько слотов, куда выкладываются карты существ, которые будут в состоянии атаковать напрямик игрока или то существо, что находится во вражеском слоте напротив. За ход можно сделать лишь одно действие — разыграть карту существа/заклинания или сбросить её для повышения единиц магии для разыгрывания карт в следующем ходу. Если в колоде не останется карт или у кого-то из игроков — очков жизни, то партию можно считать законченной. Кроме обычных дуэлей, также есть турнирный режим с искусственным интеллектом, игра по сети включает дуэли предустановленными или своими колодами, имеется и драфт. 

Увы, эта игра не пришлась мне по вкусу, в отличие от её продолжения, но оценить можно: 

+ Низкий порог вхождения 

+ Бюджетность — будучи инди-игрой, стоит недорого. 

+ Наличие тактики 

+ Несколько игровых режимов 

— Очень слабое графическое оформление 

— Плохо раскрыт сеттинг — мир Ревния (попытки были в иных играх данной студии) 

— Однообразие игрового процесса и псевдослучайность.

  Более популярное творение — "Спектромансер", которое уже насчитывает даже несколько дополнений помимо основной игры, унаследовало несколько черт от "Владык" — деление карт по стихиям ( игроку доступны стандартные четыре и одна особенная, которая зависит от выбранного игрового класса), разыгрывание одной карты в ход, слоты для существ, атакующих противника автоматически в каждом ходу. 

Собственно, игровой процесс отличается незначительно. У каждого игрока есть колода из 24 карт, каждая из которых используется неограниченное число раз. На разыгрывание карт тратятся очки стихий, прибывающие по одной (если нет иных условий) единице в ход, очки особенной стихии — единица в два хода. Стандартное количество жизни игрока равно шестидесяти, но имеются способы повысить здоровье выше максимума. Все карты делятся лишь на два типа — существ, живущих до смерти от действий противника, и заклинаний, влияющих как на существа, так и на игроков.  Класс игрока означает лишь выбор особенной стихии ( для каждой стихии полагается до 4 карт в колоде), количество классов с каждым дополнением увеличивается, начиная от стандартных демонологов и некромантов, заканчивая такой экзотикой, как механики, иллюзионисты, воины хаоса и т.д. Все классы, кроме чародея, имеют в своей стихии и заклинания, и существ. 

Кроме скопированных дуэлей, турниров, драфта и игры с живыми противниками в данных режимах, есть кампания, состоящая из цепи дуэлей, подчас с очень сложными и странными условиями (например, с наличием стартовых существ у тебя и врага или разнообразия классов противников), за которые получаешь награды, карты в колоду ( вне кампании роли не играет, все карты доступны сразу) и мелкие награды, вроде увеличения очков стихий на старте или количества жизней. Сюжет немного приоткрывает завесу над Ревнией, пусть и не блещет, но сама кампания достаточно интересна для прохождения, однообразных дуэлей почти нет. 

+ Низкий порог вхождения 

+ Разнообразие режимов 

+ Хорошая кампания 

+ Неплохой баланс и общая уравновешенность геймплея 

Бюджетное графическое оформление ( получше "Владык", но средненькое) и невыразительная музыка 

— Плохая оптимизация — игра умудряется не запускаться на некоторых современных машинах, будучи новенькой инди с низкими требованиями к железу 

— Ограниченный набор карт 

— Затянутость партий 

Игры, конечно, не бесплатны, но стоят потраченных денег. Хочется бездонатной игры в неплохую ККИ по сети — самое то. 

Со знакомством с социальными сетями и мобильными платформами в послужном списке прибавилось ещё несколько игр, которые я могу разделить на несколько категорий.  Во-первых, в данной атмосфере ККИ процветают, но по глубине геймплея не дотягивают до компьютерных или настольных вариантов.  Во-вторых, страшно испорчены донатом большинство из них. Планируясь больше как доилки, они почти не оставляют место умению, превращаясь в сплошной pay-to-win, будучи условно-бесплатными.  К первой категории относятся карточные с битвами монстров один на один, где задача — просто выбрать карту и смотреть, свезло ли тебе с картой противника. "Наёмники: карты судьбы", "Monster Dungeon", "Берсерк:Катаклизм"( хотя по последнему нужно больше информации) — тысячи их! Да, можно применять всякие усилители и прочее, но во время дуэлей и всяких турниров их выпадает мало, что ненавязчиво склоняет игрока к донату. Годятся только для траты времени. 

Ко второй относятся вариации пятнашек — игры, где победа достигается грамотным расположением карт на поле. Цель — к концу партии, а именно полностью занятому полю, число окрашенных в цвет игрока карт должно быть больше вражеского; бывает и ничья, приводящая к переигрыванию раунда. "Shogimon", "Four front" — мне достались некрасивые игры подобного жанра, но они всё же более увлекательны, чем игры из предыдущей категории, иногда заставляя поднапрячь мозги. Среди мусора соцсетей и магазинов яблока и гугля стоит искать именно такие. 

И третья категория — когда, по сути, вместо ККИ нам подсовывают партийную РПГ с прокачкой и выполнением миссий, где весь геймплей заключается в удачных кликах и — изредка — выборе и эволюции карт за валюту с целью усиления. "Dragon Magic" и иже с ними, их много, графический уровень их приличен исключительно на рисунках карт, а игра в них затянута из-за наличия "энергии" и прочих кулдаунов, характерных, скорее, для браузерных стратегий и ферм, а не для карточных игр. Желательно избегать. 

Особняком стоит игры, сделанные по подобию "Arcomage" — игры, бывшей сначала развлечением в таверне в RPG "Might and Magic" 7 и 8, а затем выпущенной отдельно, но не снискавшей популярности. Целью в таких играх служит разрушение башни противника и сводится к разыгрыванию в ход одной карты с затратой на неё нескольких типов ресурсов. Оригинальный"Аркомаг" представляет из себя неплохое развлечение против ИИ на 10 минут, но его клоны не всегда отличаются сбалансированностью. 

И, наконец, игра, которая увлекает меня время от времени и с которой познакомилась в прошлом году — "Might and Magic: Duel of Champions".  Некоторые, зная меня, спросили бы, почему я не прыгаю до потолка от того, что выпустили игру по любимой мной вселенной. Ан нет, игра не настолько однозначна, чтобы говорить о ней исключительно в восторженных тонах.  Имея в противниках недавно вышедшую "Hearthstone" от Blizzard, она, тем не менее, уже имеет устойчивую фанбазу и киберспортивный интерес, как тот же Берсерк или M:tG.

Рассмотрим её немного подробней.  Посвящена игра уже достаточно разработанной Ubisoft вселенной — Асхану, который являет собой типичный фэнтезийный мир с набором фракций. При регистрации в этой онлайн-игре нам предлагают на выбор стартовую колоду одной из четырёх доступных со старта фракций ( колоды для ещё двух придётся гарантированно докупать или собирать самому, если хочется их попробовать) — рыцарей, орков, демонов и некромантов. У каждой стороны есть свои преимущества и недостатки, потому любителей на каждую хватает.  У игры есть три аспекта: строительство колоды, как и во всех подобных играх ( можно покупать случайные набор карт за зарабатываемую в игре или реальную валюту, однако покупка конкретных карт возможно только за случайно получаемые из наборов wildcard-ы, что делает превосходство донатеров не столь ощутимым), игра с ИИ в виде практики или сюжетной кампании, а также игра по сети со случайными игроками со всего мира на дуэли или в турнирах. Кампания, с последнего обновления, имеет неплохую подачу сюжета, а также даёт возможность заработать стартовый капитал на карты; за каждую дуэль (даже проигрыш, но не сдачу), регулярное посещение и зарабатывание достижений тоже получаешь валюту, а вот цели игры вольны выбирать сами — просто удовольствие или занять место в рейтинге, твоё место в котором меняется после каждой победы или поражения на несколько позиций и очков. 

Сам игровой процесс являет собой нечто среднее между стратегическими и тактическими карточными. Имеем героя, чья смерть заканчивает партию ( отсутствие карт в колоде снижает здоровье героя на 1 каждый ход), карты существ, заклинаний и фортун на руках. За ход можно разыграть столько карт, сколько позволяют очки и параметры ( в ход героя мы можем повышать один из параметров — силу, магию или судьбу на единицу), атаковать любым количеством существ из выставленных в восьми слотах, активировать такой тип карт, как события ( в колоде из 59-200 карт их всегда восемь, на остальные типы карт ограничений и заданных параметров нет, лишь бы в итоге их было не меньше 59, включая персонажа-героя). События как карты особенны тем, что их может активировать каждый из дуэлянтов, вне зависимости от принадлежности оных к колодам ( каждый ход лицевой стороной вверх случайно лежат по одному событию из колоды каждого из игроков). В процессе игры можно общаться посредством чата, хотя обычно игра проходит тихо. 

"Duel of Champions" оставляет неоднозначные впечатления, находясь аккурат посередине между играми с высоким и низким порогом вхождения. 

+ Проработанная вселенная, пусть и не всеми из фанатов Might and Magic любимая 

+ Разнообразие тактик и свобода выбора 

+ Легко найти партнёра для игры по сети

 + Неплохая кампания и визуальное оформление, несмотря на небольшую команду художников

  — Долгий сбор хорошей колоды без доната. Её реально собрать, но придётся тратить очень много времени на игру. 

— Некоторая забагованность 

— Отвратительная локализация, рекомендуется играть на английском 

— Баланс 

Игра, конечно, пока не тянет на хит или киберспортивную дисциплину, но постоянно развивается и улучшается. 

Коллекционные карточные игры — жанр для людей терпеливых, с хорошей фантазией и интересом к продумыванию ситуаций наперёд. Времена постепенно вывели этот жанр из нишевого развлечения, коим являются, например, те же пошаговые стратегии и по сей день, в относительно массовый. Возможно, в угоду публике он будет упрощаться, искажаться, меняться. Кто знает, каково его развитие в будущем, но можно быть уверенным в одном — пока жив интерес к карточным играм, развитие коллекционных карточных игр будет беспрерывным.  За сим откланяюсь.

С уважением, Арысь-Поле. 

P.S. Не хватает информации по играм: Hearthstone, World of Warcraft: Trading Card Game, Берсерк. Найдёте что-то ещё интересное, что не упомянула и что не требует затрат — милости прошу в личную почту. 

P.P.S. С удовольствием поиграю в "Magic: the Gathering" с глазу на глаз или в "Duel of Champions" по сети.

Автор: Арысь-Поле.

Карты, деки, два стола — мысли о коллекционных карточных играх.: 6 комментариев

  1. По-моему, некоторые абзацы решили устроить забастовку против насаждения организации текста).

  2. Кстати, не сказал бы, что Покемоны плохо распространены в СНГ. В Прибалтике, например, найти партнера по Покемонам не составит особого труда. Однако Magic: the Gathering и Yo-gi-oh (или как они там) все же держат локальный рынок (:

  3. Кстати, в стиме натыкался как-то на бесплатную виртуальную версию "Magic: the Gathering". Вот думаю теперь тряхнуть стариной, что ли, да опробовать технологичный вариант xD.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *